МУЗА ВОЛЬСКОЙ СЦЕНЫ

003_1124x930

В спектакле «Бальзаминов. Сновидения» с заслуженной артисткой России Мариной Финогеновой

Ушедший 2015 год был ознаменован многими значимыми событиями в театральной жизни нашего города, о которых писала «Вольская жизнь». Яркие премьеры, экспериментальные работы Творческой Лаборатории и, конечно, подготовка к проведению XIV Фестиваля театров малых городов России в Вольске. Но еще одно событие не меньшей важности занимает почетное место в этом списке. 40 лет непрерывного служения вольской сцене отметила в прошедшем году заслуженная артистка России Нина Зверева. О самой признанной публикой вольской актрисе мы попросили рассказать главного режиссера театра Олега Загуменнова.

Говорить о Нине Константиновне хочется как-то тепло и по-домашнему. Мы знакомы почти семнадцать лет, в течение которых наши пути то расходились на километры и года, то вновь завязывались в единый творческий узел. И каждый раз наша совместная работа приносит мне особую творческую радость и ценные моменты человеческого общения. Может быть, мы соединяемся в репетициях новых спектаклей не так часто, как мне хотелось бы (в силу многих объективных обстоятельств), но при этом результат нашего совместного творчества всегда сохраняет одно очень важное условие. Среди моих постановок с участием Н.Зверевой нет ни одного малозначительного, «проходного» спектакля. И роли, сыгранные Ниной Константиновной в этих постановках, для нее самой остаются яркими этапами творческой биографии. Понсия в «Доме Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки (2008), Манефа в «Записках подлеца» по пьесе А.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (2008), Ничкина в «Бальзаминов. Сновидения» по пьесам Островского (2010)…

Нина Константиновна пришла в наш театр в 1975 году выпускницей театрального отделения Томского музыкального училища и сразу завоевала признание и любовь вольского зрителя. Менялись времена, драматургические вкусы, режиссеры и артисты, а Зверева своим преданным служением одной единственной сцене заслужила по праву титул самой любимой актрисы вольской драмы. Этот титул она несет уже не одно десятилетие, сыграв на сцене более ста ролей!

Познакомила нас в далеком 1999 году одна очень интересная работа. Поступив в труппу вольской драмы после окончания театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Собинова, я, молодой актер, сразу получил роль в готовящейся постановке спектакля «Виват, водевиль!» по пьесе Алексея Бонди «Лев Гурыч Синичкин». Премьеру ставил режиссер Ю.Погребищенко специально к юбилею Нины Константиновны Зверевой. Она исполняла центральную роль сценической примадонны Сурмиловой, а я играл роль директора театра Пустославцева.

001_690x920

В спектакле «Дом Бернарды Альбы»

Невозможно забыть вулканический темперамент той роли Зверевой, уморительные краски и интонации, талантливое актерское хулиганство и искрометные импровизации. В наших совместных сценах в спектакле я испытывал подлинное счастье от партнерства Нины Константиновны, заражался ее энергетикой и тонким юмором. Долгие годы память отчетливо хранит ярчайший эпизод спектакля, когда Сурмилова в минуту крайнего возбуждения широко распахивала на меня глаза и вопрошала у присутствующих: «А это кто – птичка или рыбка?».

Вернувшись в театр в 2008 году уже главным режиссером, я встретился вновь уже не просто с любимой актрисой и партнером, а с заслуженной артисткой России Ниной Константиновной Зверевой. К тому времени ей было присвоено это почетное звание. Я поручил ей в своей первой постановке «Дом Бернарды Альбы» сложнейшую роль Понсии – служанки и наперсницы главной героини. Актриса сумела создать столь проникновенный, глубокий и во многом трагический образ простой женщины, что сразу завоевала предельную любовь и сочувствие зрительного зала к своей героине. Она была большей матерью, чем Бернарда, острее воспринимала все беды, свалившиеся на их дом. Для меня, как режиссера, эта работа была отмечена еще и тем, что я открыл для себя другую актрису Звереву, которой прежде не знал.

Две роли Нины Константиновны в моих постановках Островского (Манефа в «Записках подлеца» и Ничкина в «Бальзаминов.Сновидения») были исходно обречены на успех. Я заранее понимал это как режиссер. Потому что мир героев великого русского драматурга-комедиографа – это самая родная стихия актрисы Зверевой, самая благодатная среда обитания для ее широкой души, безграничной фантазии и яркого темперамента. Характеры этих героинь прямо противоположные у Островского: хитрая лицедейка Манефа и томная купчиха Ничкина, осоловевшая от безделья и жары. И только актриса с таким большим профессиональным диапазоном, как Зверева, может создать талантливые образы столь непохожих одна на другую женщин.

Наше сотворчество с Ниной Константиновной входит в новую профессиональную фазу – в 2016 году вольскую публику ожидает премьера спектакля по одной из пьес итальянского драматурга Альдо Николаи с Н.Зверевой в главной роли.

Конечно, счастье любого артиста в зрительских аплодисментах, в признании публикой его таланта. Но помимо творческого таланта есть еще талант быть Человеком. Редкий, надо сказать, талант в сегодняшнее время; встретить его гораздо сложнее, чем актерский или исполнительский. У Зверевой он есть. И поэтому с ней всегда легко рядом; за ней ощущается сила характера, благородство души, жизнеутверждающий оптимизм и прекрасное чувство юмора.

Важную часть жизни Нины Константиновны занимает педагогическая деятельность на театральном отделении Вольского филиала Саратовского областного колледжа искусств. Невозможно себе представить существование сегодняшней труппы театра без выпускников Н. Зверевой: С.Володиной, А. Тарасенко, А. Туневой, К. Володина, А. Шевелева и др.

002_1207x808

В спектакле «Записки подлеца»

Специфика театральной педагогики взваливает на плечи руководителя творческой мастерской невероятную ношу ответственности за судьбу каждого студента. Потому что театральный педагог преподает не предмет, а школу жизни. Он учит не лицедейству, а врачеванию через искусство, перевоплощению ради возможности дать человеку, сидящему в зрительном зале, шанс взглянуть на себя со стороны, измениться и изменить вокруг себя мир. Нина Константиновна с честью несет на себе эту ношу уже много лет. Возглавляя театральное отделение Вольского филиала Саратовского областного колледжа искусств, она прикладывает все усилия к сохранению традиций русской театральной школы. Она всегда помнит о призвании педагога, формирующего душу студента, открывающего перед ним его судьбу. Ведь не случайно классиками литературы педагог-воспитатель наравне с писателем был назван инженером человеческих душ.

Позволю себе от имени всего нашего творческого цеха поздравить Нину Константиновну Звереву с прекрасным профессиональным юбилеем и пожелать ей неиссякаемых творческих сил и вдохновения!

Материал подготовила Раиса Борачок

«Вольская жизнь» от 26 января 2016 года