Творческий портрет в городском интерьере

Под занавес 2015 года Вольский драматический театр готовит своему зрителю поистине редкий подарок – премьеру спектакля «Страсти по Макбету» по мотивам великой трагедии Уильяма Шекспира «Макбет». Сценическая версия знаменитой пьесы и постановка спектакля главного режиссера театра Олега Загуменнова. Есть в этом предстоящем событии, помимо всей значимости драматургического материала и масштабности самой постановки, еще одно немаловажное обстоятельство… «Страсти по Макбету» – ДВАДЦАТЫЙ, юбилейный спектакль Олега Загуменнова, поставленный им на вольской сцене в должности главного режиссера театра. В преддверие юбилейной премьеры мы предлагаем читателям творческий портрет нашего талантливого земляка.

В спектакле «Кухня». Валенсьен, Франция, 2005

В спектакле «Кухня». Валенсьен, Франция, 2005

Олег Николаевич родился в Вольске 5 февраля 1974 года в обычной рабочей семье. Он всегда с теплотой и благодарностью вспоминает своих педагогов из средней школы №1 имени В.И.Ленина (ныне вольская гимназия им. В.В.Талалихина). В первую очередь это директор Н.К.Замчалова, А.М.Коновалова, Е.В.Пашкина и Ю.Л.Скидан. А затем была учеба на театральном факультете Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова по специальности актер драматического театра и кино, в мастерской народной артистки России, профессора Р.И.Беляковой. Закончив консерваторию в 1999 году, молодой выпускник приехал в родной город, и за один театральный сезон, работая актером, полюбился вольской публике своими яркими ролями, а также первой режиссерской работой на профессиональной сцене – спектаклем «Sorry…» по пьесе Александра Галина. Уже тогда многие отметили незаурядный талант молодого человека.

В 2000 году, выдержав творческий конкурс в сто пятьдесят человек на одно место (!), Олег Загуменнов стал студентом режиссерского факультета Российской академии театрального искусства (ГИТИС) в Москве. Для молодого человека из волжской глубинки это случай поистине уникальный, ибо в театральном мире столицы несгибаем жесткий закон конкуренции: много званых, но мало избранных. Он поступил в мастерскую знаменитого режиссера, народного артиста России, профессора Леонида Хейфеца, которую блестяще закончил в 2005 году.
Годы учебы, а затем и работы в Москве сформировали О.Загуменнова как талантливого режиссера, уверенного профессионала, готового повести за собой любой творческий коллектив. Эти же годы подарили ему дружеские и профессиональные связи с видными театральными деятелями страны и в стенах Центрального Дома Актера им. А.А.Яблочкиной, где Олег Николаевич работал режиссером, и во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С.А.Герасимова, где началась его педагогическая карьера. Сергей Юрский, Алексей Баталов, Игорь Ясулович, Виталий Вульф… Список знаменитых имен, с которыми связала жизнь, можно продолжать и продолжать.

Загуменнов

С С.Юрским и А.Адабашьяном на съемочной площадке фильма «Случай с доктором Лекриным», Москва, 2003

Актерское творчество всегда присутствовало в жизни Олега Загуменнова помимо режиссерской практики. В Москве он выступал с замечательными чтецкими программами, снимался в кино, и даже репетировал и играл на французском языке в спектакле «Кухня» Арнольда Уэскера в Бельгии и во Франции в 2005 году. В этот международный проект его пригласили прямо со студенческой скамьи ГИТИСа в качестве актера и стажера по режиссуре. Да и хорошее владение французским, конечно, сыграло свою роль.
Московские постановки Загуменнова также не прошли незаметными. В Центральном Доме Актера на Старом Арбате в 2003-2004 гг. с успехом игрался спектакль «Случай в Ялте» по поэзии Иосифа Бродского, а в Российском Академическом Молодежном Театре до сих пор, уже девятый год не сходит со сцены спектакль «Золушка» по пьесе Евгения Шварца, поставленный Олегом Загуменновым в сотрудничестве с художественным руководителем театра, народным артистом России Алексеем Бородиным.

С 2008 года Олег Загуменнов возглавляет творческий состав вольской драмы. С приходом молодого талантливого режиссера многие вольские зрители связывают творческое возрождение театра. Спектакли в его постановке обладают ошеломляющим воздействием на умы и души всех поклонников театрального искусства. Психологически тонкие, выверенные в мельчайших деталях, они непременно заставляют сопереживать героям, проникать в замысел драматурга и постановщика, а в итоге – заглядывать в глубины собственной души, задумываться над своим прошлым и будущим.
Достаточно упомянуть два спектакля, благодаря которым О.Загуменнов стал лауреатом V-го и VI-го Областных театральных фестивалей «Золотой Арлекин». Это «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки (2009 год) и «Мы едем, едем, едем…» Николая Коляды (2011 год). Невозможно передать своих впечатлений от этих спектаклей, потрясения, памятного до сих пор. Да и другие работы режиссера неизменно оставляли важный след как в летописи вольского драмтеатра, так и в культурной жизни города в целом.
Искушенные вольские театралы каждый раз после очередной премьеры отмечают, с какой тщательностью молодой режиссер отбирает пьесы для своих постановок, формируя репертуарный план и задавая ориентиры художественному направлению театра. В итоге, на наших театральных афишах нет названий из числа дешевой однодневной драматургии, пошлых пьесок на потребу дня. Хотя, что греха таить, подобными «произведениями» в погоне за кассовыми сборами не гнушаются подчас и областные академические сцены, не говоря уже о столичных. А на вольской сцене царят Ф-Г.Лорка, А.Н.Островский, Ч.Диккенс, С.Мрожек, П.Кальдерон, Н.Саймон, Р.Тома, С.Есенин и У.Шекспир.
С приходом в театр молодого режиссера тогда, более семи лет назад, культурный слой нашего города как бы вдохнул свежего воздуха. Ведь живой театр – это всегда эксперимент и поиск нового. И сколько удивительных и прекрасных экспериментов за годы своей работы предложил вольской публике Олег Загуменнов! То он ставит блестящий мюзикл «Оливер!», в котором наши артисты играют, поют и танцуют так, что на спектакль съезжаются саратовские театралы, а областная пресса пишет восторженные рецензии. То он берется за острую пьесу «Полиция» польского абсурдиста Славомира Мрожека и ставит оглушительно смелый спектакль не только по своей социальной проблематике, но и по режиссерскому решению. Ведь тогда это он, Загуменнов, впервые за все годы существования театра усадил зрителя прямо на сцену, развернув все театральное действо в предельной близости актеров и публики.

На прошедшей недавно в Вольске театральной Лаборатории молодые столичные режиссеры активно использовали этот прием максимального сокращения дистанции между артистами и зрительным залом, но он не был открытием ни для артистов, ни для зрителей. Более того, вопреки переживаниям и сомнениям главного режиссера на предмет понимания публикой готовящихся к показу эскизов по современным пьесам, все три экспериментальные работы молодых режиссеров в ходе Лаборатории были приняты на «Ура!» Это стало лучшим подтверждением тому, что вольский зритель искушен настоящим театральным искусством, готов к восприятию новых форм, воспитан на хороших спектаклях. Без сомнения, велика в этом заслуга нашего главного режиссера!

Олега Загуменнова хорошо знает и любит саратовский зритель. Ведущие театральные обозреватели области Ирина Крайнова и Владимир Акишин неоднократно в своих театральных рецензиях называли его лучшим режиссером Саратова. И отнюдь не случайно. Саратовскому филиалу академического театра драмы им. И.А.Слонова – Театру Русской Комедии Олег Николаевич в буквальном смысле слова обеспечил полный репертуар, поставив в период 2010-2014 гг. десять (!) спектаклей. Среди авторов Михаил Зощенко, Алла Соколова, Жан Батист Мольер, Уильям Шекспир и др.

Саратовский муниципальный театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» уже второй сезон гордится великолепным спектаклем «Федра» Жана Расина в постановке Олега Загуменнова. В апреле нынешнего года этот спектакль был показан в Москве, и высоко оценен столичной публикой. А недавно «Балаганчикъ» заявил «Федру» на участие в VIII Областном театральном фестивале «Золотой Арлекин», который пройдет весной 2016 года. Кстати, и вольский драмтеатр выставляет на этот престижный областной фестиваль свою работу – спектакль «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского, конечно же в постановке Олега Загуменнова. Этой искрометной и мудрой комедией великого русского драматурга в сентябре нынешнего года вольская драма блестяще открыла свой новый сезон. Да и спектакль «Страсти по Макбету», репетиции которого заканчиваются совсем скоро, готов будет побороться за творческую победу в рамках столь ожидаемого вольчанами XIV Фестиваля театров малых городов России в 2016 году.

Загуменнов

С Риммой Беляковой в музее им. М.Н.Ермоловой. Москва, 2012

Преподавательская деятельность – отдельная и невероятно важная часть творческой жизни Олега Загуменнова. Начав ее почти десять лет назад на актерском факультете знаменитого столичного ВГИКа, в мастерской народного артиста России, профессора Игоря Ясуловича, он продолжил ее на родной земле. Шестой год Олег Николаевич преподает мастерство актера в Театральном институте Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова на курсе народной артистки России, профессора Риммы Беляковой. Свои отношения с Риммой Ивановной называет родственными, т.к. знакомству их уже исполнилось двадцать лет, начиная с того момента, когда он поступил в ее мастерскую получать актерскую профессию. Теперь же он делится со своими студентами собственным талантом и тайнами актерского мастерства. А творческое и дружеское общение с Риммой Беляковой не прерывается больше практически ни на один день. Поставленный Загуменновым в 2012 году моноспектакль «Соло для струны без оркестра», в котором в свой юбилей на сцену вышла несравненная Римма Белякова, стал подарком преданного ученика своему мастеру. Эта постановка, по сей день собирающая аншлаги в Саратове, с успехом была сыграна также в Москве, Брянске и Ялте.
Весь прошлый сезон репертуар Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П.Киселева украшал дипломный спектакль «Геркулес и авгиевы конюшни» Ф.Дюрренматта, поставленный Загуменновым со своими студентами-выпускниками. Зрителям эта постановка надолго запомнилась своей красочностью, динамичностью и талантливой игрой молодых ребят.

Наверное, много еще штрихов больших и малых можно было бы добавить к творческому портрету главного режиссера вольской драмы, рассказать о каждом из сорока двух спектаклей, поставленных им за свою, пока еще не слишком долгую, профессиональную жизнь. Но уже хочется отложить в сторону бумагу и перо, и пригласить вольчан, каждого без исключения, на спектакли в городской театр. Эта живая встреча с магическим, завораживающим искусством красноречивее любых слов расскажет о таланте тех, кто творит во имя красоты и гармонии. А Олегу Загуменнову я пожелаю творческих сил и неиссякаемого вдохновения!

Раиса Борачок

«Вольская жизнь» от 8 декабря 2015 года