Творческий портрет в городском интерьере

Под занавес 2015 года Вольский драматический театр готовит своему зрителю поистине редкий подарок – премьеру спектакля «Страсти по Макбету» по мотивам великой трагедии Уильяма Шекспира «Макбет». Сценическая версия знаменитой пьесы и постановка спектакля главного режиссера театра Олега Загуменнова. Есть в этом предстоящем событии, помимо всей значимости драматургического материала и масштабности самой постановки, еще одно немаловажное обстоятельство… «Страсти по Макбету» – ДВАДЦАТЫЙ, юбилейный спектакль Олега Загуменнова, поставленный им на вольской сцене в должности главного режиссера театра. В преддверие юбилейной премьеры мы предлагаем читателям творческий портрет нашего талантливого земляка.

В спектакле «Кухня». Валенсьен, Франция, 2005
В спектакле «Кухня». Валенсьен, Франция, 2005

Олег Николаевич родился в Вольске 5 февраля 1974 года в обычной рабочей семье. Он всегда с теплотой и благодарностью вспоминает своих педагогов из средней школы №1 имени В.И.Ленина (ныне вольская гимназия им. В.В.Талалихина). В первую очередь это директор Н.К.Замчалова, А.М.Коновалова, Е.В.Пашкина и Ю.Л.Скидан. А затем была учеба на театральном факультете Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова по специальности актер драматического театра и кино, в мастерской народной артистки России, профессора Р.И.Беляковой. Закончив консерваторию в 1999 году, молодой выпускник приехал в родной город, и за один театральный сезон, работая актером, полюбился вольской публике своими яркими ролями, а также первой режиссерской работой на профессиональной сцене – спектаклем «Sorry…» по пьесе Александра Галина. Уже тогда многие отметили незаурядный талант молодого человека.

В 2000 году, выдержав творческий конкурс в сто пятьдесят человек на одно место (!), Олег Загуменнов стал студентом режиссерского факультета Российской академии театрального искусства (ГИТИС) в Москве. Для молодого человека из волжской глубинки это случай поистине уникальный, ибо в театральном мире столицы несгибаем жесткий закон конкуренции: много званых, но мало избранных. Он поступил в мастерскую знаменитого режиссера, народного артиста России, профессора Леонида Хейфеца, которую блестяще закончил в 2005 году.
Годы учебы, а затем и работы в Москве сформировали О.Загуменнова как талантливого режиссера, уверенного профессионала, готового повести за собой любой творческий коллектив. Эти же годы подарили ему дружеские и профессиональные связи с видными театральными деятелями страны и в стенах Центрального Дома Актера им. А.А.Яблочкиной, где Олег Николаевич работал режиссером, и во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С.А.Герасимова, где началась его педагогическая карьера. Сергей Юрский, Алексей Баталов, Игорь Ясулович, Виталий Вульф… Список знаменитых имен, с которыми связала жизнь, можно продолжать и продолжать.

Загуменнов
С С.Юрским и А.Адабашьяном на съемочной площадке фильма «Случай с доктором Лекриным», Москва, 2003

Актерское творчество всегда присутствовало в жизни Олега Загуменнова помимо режиссерской практики. В Москве он выступал с замечательными чтецкими программами, снимался в кино, и даже репетировал и играл на французском языке в спектакле «Кухня» Арнольда Уэскера в Бельгии и во Франции в 2005 году. В этот международный проект его пригласили прямо со студенческой скамьи ГИТИСа в качестве актера и стажера по режиссуре. Да и хорошее владение французским, конечно, сыграло свою роль.
Московские постановки Загуменнова также не прошли незаметными. В Центральном Доме Актера на Старом Арбате в 2003-2004 гг. с успехом игрался спектакль «Случай в Ялте» по поэзии Иосифа Бродского, а в Российском Академическом Молодежном Театре до сих пор, уже девятый год не сходит со сцены спектакль «Золушка» по пьесе Евгения Шварца, поставленный Олегом Загуменновым в сотрудничестве с художественным руководителем театра, народным артистом России Алексеем Бородиным.

С 2008 года Олег Загуменнов возглавляет творческий состав вольской драмы. С приходом молодого талантливого режиссера многие вольские зрители связывают творческое возрождение театра. Спектакли в его постановке обладают ошеломляющим воздействием на умы и души всех поклонников театрального искусства. Психологически тонкие, выверенные в мельчайших деталях, они непременно заставляют сопереживать героям, проникать в замысел драматурга и постановщика, а в итоге – заглядывать в глубины собственной души, задумываться над своим прошлым и будущим.
Достаточно упомянуть два спектакля, благодаря которым О.Загуменнов стал лауреатом V-го и VI-го Областных театральных фестивалей «Золотой Арлекин». Это «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки (2009 год) и «Мы едем, едем, едем…» Николая Коляды (2011 год). Невозможно передать своих впечатлений от этих спектаклей, потрясения, памятного до сих пор. Да и другие работы режиссера неизменно оставляли важный след как в летописи вольского драмтеатра, так и в культурной жизни города в целом.
Искушенные вольские театралы каждый раз после очередной премьеры отмечают, с какой тщательностью молодой режиссер отбирает пьесы для своих постановок, формируя репертуарный план и задавая ориентиры художественному направлению театра. В итоге, на наших театральных афишах нет названий из числа дешевой однодневной драматургии, пошлых пьесок на потребу дня. Хотя, что греха таить, подобными «произведениями» в погоне за кассовыми сборами не гнушаются подчас и областные академические сцены, не говоря уже о столичных. А на вольской сцене царят Ф-Г.Лорка, А.Н.Островский, Ч.Диккенс, С.Мрожек, П.Кальдерон, Н.Саймон, Р.Тома, С.Есенин и У.Шекспир.
С приходом в театр молодого режиссера тогда, более семи лет назад, культурный слой нашего города как бы вдохнул свежего воздуха. Ведь живой театр – это всегда эксперимент и поиск нового. И сколько удивительных и прекрасных экспериментов за годы своей работы предложил вольской публике Олег Загуменнов! То он ставит блестящий мюзикл «Оливер!», в котором наши артисты играют, поют и танцуют так, что на спектакль съезжаются саратовские театралы, а областная пресса пишет восторженные рецензии. То он берется за острую пьесу «Полиция» польского абсурдиста Славомира Мрожека и ставит оглушительно смелый спектакль не только по своей социальной проблематике, но и по режиссерскому решению. Ведь тогда это он, Загуменнов, впервые за все годы существования театра усадил зрителя прямо на сцену, развернув все театральное действо в предельной близости актеров и публики.

На прошедшей недавно в Вольске театральной Лаборатории молодые столичные режиссеры активно использовали этот прием максимального сокращения дистанции между артистами и зрительным залом, но он не был открытием ни для артистов, ни для зрителей. Более того, вопреки переживаниям и сомнениям главного режиссера на предмет понимания публикой готовящихся к показу эскизов по современным пьесам, все три экспериментальные работы молодых режиссеров в ходе Лаборатории были приняты на «Ура!» Это стало лучшим подтверждением тому, что вольский зритель искушен настоящим театральным искусством, готов к восприятию новых форм, воспитан на хороших спектаклях. Без сомнения, велика в этом заслуга нашего главного режиссера!

Олега Загуменнова хорошо знает и любит саратовский зритель. Ведущие театральные обозреватели области Ирина Крайнова и Владимир Акишин неоднократно в своих театральных рецензиях называли его лучшим режиссером Саратова. И отнюдь не случайно. Саратовскому филиалу академического театра драмы им. И.А.Слонова – Театру Русской Комедии Олег Николаевич в буквальном смысле слова обеспечил полный репертуар, поставив в период 2010-2014 гг. десять (!) спектаклей. Среди авторов Михаил Зощенко, Алла Соколова, Жан Батист Мольер, Уильям Шекспир и др.

Саратовский муниципальный театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» уже второй сезон гордится великолепным спектаклем «Федра» Жана Расина в постановке Олега Загуменнова. В апреле нынешнего года этот спектакль был показан в Москве, и высоко оценен столичной публикой. А недавно «Балаганчикъ» заявил «Федру» на участие в VIII Областном театральном фестивале «Золотой Арлекин», который пройдет весной 2016 года. Кстати, и вольский драмтеатр выставляет на этот престижный областной фестиваль свою работу – спектакль «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского, конечно же в постановке Олега Загуменнова. Этой искрометной и мудрой комедией великого русского драматурга в сентябре нынешнего года вольская драма блестяще открыла свой новый сезон. Да и спектакль «Страсти по Макбету», репетиции которого заканчиваются совсем скоро, готов будет побороться за творческую победу в рамках столь ожидаемого вольчанами XIV Фестиваля театров малых городов России в 2016 году.

Загуменнов
С Риммой Беляковой в музее им. М.Н.Ермоловой. Москва, 2012

Преподавательская деятельность – отдельная и невероятно важная часть творческой жизни Олега Загуменнова. Начав ее почти десять лет назад на актерском факультете знаменитого столичного ВГИКа, в мастерской народного артиста России, профессора Игоря Ясуловича, он продолжил ее на родной земле. Шестой год Олег Николаевич преподает мастерство актера в Театральном институте Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова на курсе народной артистки России, профессора Риммы Беляковой. Свои отношения с Риммой Ивановной называет родственными, т.к. знакомству их уже исполнилось двадцать лет, начиная с того момента, когда он поступил в ее мастерскую получать актерскую профессию. Теперь же он делится со своими студентами собственным талантом и тайнами актерского мастерства. А творческое и дружеское общение с Риммой Беляковой не прерывается больше практически ни на один день. Поставленный Загуменновым в 2012 году моноспектакль «Соло для струны без оркестра», в котором в свой юбилей на сцену вышла несравненная Римма Белякова, стал подарком преданного ученика своему мастеру. Эта постановка, по сей день собирающая аншлаги в Саратове, с успехом была сыграна также в Москве, Брянске и Ялте.
Весь прошлый сезон репертуар Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П.Киселева украшал дипломный спектакль «Геркулес и авгиевы конюшни» Ф.Дюрренматта, поставленный Загуменновым со своими студентами-выпускниками. Зрителям эта постановка надолго запомнилась своей красочностью, динамичностью и талантливой игрой молодых ребят.

Наверное, много еще штрихов больших и малых можно было бы добавить к творческому портрету главного режиссера вольской драмы, рассказать о каждом из сорока двух спектаклей, поставленных им за свою, пока еще не слишком долгую, профессиональную жизнь. Но уже хочется отложить в сторону бумагу и перо, и пригласить вольчан, каждого без исключения, на спектакли в городской театр. Эта живая встреча с магическим, завораживающим искусством красноречивее любых слов расскажет о таланте тех, кто творит во имя красоты и гармонии. А Олегу Загуменнову я пожелаю творческих сил и неиссякаемого вдохновения!

Раиса Борачок

«Вольская жизнь» от 8 декабря 2015 года   

ВНИМАНИЕ!

Наш сайт использует технологию cookie для хранения на вашем устройстве данных, необходимых для нормальной работы сайта. Эти данные хранятся как во время посещения вами нашего сайта, так и между посещениями. В случае, если вы не согласны на использование таких технологий, вы должны покинуть сайт. "Согласие на обработку персональных данных"
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля