История театра

Основан 1 ноября 1937 как колхозно-совхозный театр. Известные постановки — «Чайка» А.П.Чехова, «Единственный свидетель» А. и П. Тур, «Дети Ванюшина» С.Найденова, «Платон Кречет» И.Корнейчука, «Взаимная любовь» И.Рубинштейна. В разные годы в театре работали режиссеры В.В.Константинов, В.И.Чернин, С.П.Мазур, О.Загумённов; художники — Г.Н.Грищанов, В.И.Воронов, В.А.Яновский, А.З.Аредаков, Т.М.Гарина. 


Очерки из истории театра

Газета «Вольская неделя», №8
от 19 февраля 2019
Театральные страсти

Когда начинают вспоминать историю театральной жизни Вольска, то многие начинают с колхозно–совхозного театра. Он открылся в ноябре 1937 года. У его истоков стояли молодые энтузиасты во главе с режиссёром В.Блоком, открывшие первый театральный сезон пьесой «Разлом» по роману Бориса Лавренева. Но первый народный театр возник в нашем городе в 1886 году. Он размещался на углу Московской и Моховой улиц (ныне Революционной и Льва Толстого) в доме супругов Казимира и Екатерины Лубо – Троицкой. Как утверждал инженер и краевед Михаил Михайлович Шмуккер, Екатерина Николаевна приходилась внучатой племянницей демократу Александру Радищеву. Здесь же располагалась типография и фотография. Их издательство выпустило более 30 почтовых открыток с видами Вольска. Инициаторами создания народного театра были учитель Г.И.Челяев, телеграфист А.А.Лидин, а также К.К.Ланин и Н.М.Волжанин, посвятившие себя впоследствии профессиональной сцене. Первое представление прошло с успехом, при полном зале. Известно, что они поставили комедию Н.В.Гоголя «Женитьба». В годы 1-й мировой войны билет во всесезонный театр Лубо стоил от 30 копеек до 3,5 рублей при керосиновом освещении. 60 мест на галерее и «30 входных». Для представлений могли использоваться зал Общественного собрания на 300 мест. И зал при гостином доме городской управы на 340 мест. 

Старожилы ещё помнят о великолепном народном театре при Доме учителя, находившемся в непосредственной близости от дома Лубо. В его репертуаре, к примеру, была пьеса «Святой и грешный» Михаила Ворфоломеева в постановке режиссёра Валентина Викторовича Шубина, ученика Юрия Завадского. Она до сих пор идёт в театрах страны. 

Мало уже кто помнит о театре при клубе госторговли, главным режиссёром которого был актёр Юрий Касперович. За два года им поставлены пьесы «Тётка Чарлея» Брэндона Томаса, «Знатная жена» Игоря Всеволжского, «Без вины виноватые» Александра Островского, «Васса Железнова» Максима Горького. На сцене блистали Софья Алексеевна Ноллетова, Степан Владимирович Креков, Тамара Тихоновна Фокина и другие. Закрыли клуб в 1941 году. А освободившееся здание занял городской профессиональный театр.

И совсем уже забыли вольчане, что в городе в начале 20-х годов работал известный тогда режиссёр Борис Александрович Рославлев. Ещё до революции он издал несколько пособий для народных земских театров. В 1918 году режиссёр оказался в Омске, где создал губернский показательный театр. Через 3 года его перевели на самоокупаемость. Ведущие актёры покинули Омск. И вскоре оказались в Вольске, в клубе–театре имени Луначарского. Об этом периоде жизни режиссёра подробно написано в статье Нины Николаевны Суховой «Провинциальные народные театры в 1920-х гг.», опубликованной в «Нижне-Волжском историческом сборнике Царицынского генеалогического общества» в 2016 году. Рославлев ставит «Женитьбу Белугина» и «Не всё коту масленица». Открытие сезона нового театра состоялось 30 сентября 1922 года. Как считает Сухова, местные «артистические силы» не захотели сотрудничать с приезжим режиссёром. Труппа была малочисленной, к тому же не выделялись средства. «Это и заставило Рославлева, — полагает Сухова, — ставить чисто бытовой репертуар. Многие спектакли были привезены из Омска. Так в Вольске возобновили спектакль «Царь Эдип». В постановке были заняты все приехавшие из Омска артисты, в том числе Антонина Петровна Казеева, выступавшая под псевдонимом Красавина». Она привлекла в труппу свою родную сестру Веру Петровну Рокко, игра которой, по мнению критиков, была поистине чудесной. У этой женщины удивительная судьба. И автор надеется, что у него будет возможность рассказать о Казеевой (Красновой) более подробно. 

Достаточно быстро зрителям полюбился новый театр. В течение месяца игралось порядка 20 спектаклей. Но трудности оставались: отсутствовали финансирование, технические средства. Сказывался и ограниченный состав артистов. И здесь Борис Александрович нашел выход: «Малочисленность труппы восполнялась за счёт студии, организованной по типу драматических курсов. Студийцы использовались как статисты и рабочие сцены. Недостаток материальных средств, небольшая и нерегулярно выплачиваемая зарплата компенсировались организацией бенефисов в пользу артистов или другого персонала театра. Так, 21 мая 1923 года Политпросветом был устроен бенефис в пользу администратора театра Бориса Кривоносова. В этот день впервые в Вольске пошла пьеса «Кин» по Александру Дюма в 4-х действиях, 5 картинах. По окончании бенефиса устроен весенний клубный вечер: бал с танцами при участии оркестра духовой музыки».

12 мая 1925 года состоялся прощальный бенефис самого главного режиссёра и заведующего драматической студией. Рославлев уехал из города: бенефисы отменили постановлением Всероссийского съезда профсоюзов работников искусств. А без них театр просто не мог существовать…

Перейти к содержимому Яндекс.Метрика